8 (499) 112 46 95
8 (812) 409 37 14


Основные нововведения ФКС

Сфера государственных закупок сейчас регулируется принятым 21.07.2005 Федеральным законом № 94-ФЗ. Он определяет порядок размещения заявок и заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных заказчиков. Призванный исключить коррупционную составляющую из сферы госзакупок и обеспечить прозрачность процедуры проведения торгов, он со своей задачей справился далеко не полностью. Тому есть много причин, но это общее мнение участников рынка, заказчиков, выполняющих заказы компаний, экспертов.

Поэтому на новый законопроект "О Федеральной контрактной системе" возлагается много надежд относительно наведения порядка в области госзакупок. Принятый Государственной Думой в первом чтении в 2012 году, закон 44 ФЗ о контрактной системе сменит 94-ФЗ с 1 января 2014 года. Основное его отличие - четкое определение каждого этапа процедуры проведения закупок от планирования заказа товара или услуги до условий осуществления торгов и определения победителя. Очень важными являются положения, утверждающие контроль со стороны общественных организаций и государственных органов за проведением торгов и аудит выполнения заключенных на них контрактов.

Базовые положения ФКС
Закон 44 ФЗ отличается от предшественника прежде всего конкретным определением базовых положений, на которых строится контрактная система. Именно они должны способствовать обновлению и усовершенствованию всего рынка государственных закупок:
- Прозрачная процедура торгов.
- Свободный доступ всех желающих.
- Честная конкуренция.
- Единый механизм контрактной системы.
- Профессиональная компетентность, четкие условия заказа.
- Ответственность заказчика за определение победителя и эффективное расходование средств.
- Ответственность исполнителя за соответствие результатов условиям контракта.

Из вышеприведенного понятно, что ФЗ 44 призван объединить существующую систему торгов с участием государственных заказчиков, создать условия и правовую базу для ее контроля и обозначить ответственность должностных лиц за нецелевое или неэффективное использование государственных финансов. В 94-ФЗ эти основы тоже заложены, но из-за расплывчатости формулировок и возможности двоякого трактования их применение в реальных условиях сильно затруднено.

Единая информационная система и предварительное планирование
Сведения о государственных заказах и результатах торгов по ним сейчас размещены на официальном сайте, что является серьезным достижением 94-ФЗ в плане открытости системы закупок. Положения 44 ФЗ о контрактной системе логически развивают и совершенствует эту идею. После создания единой информационной системы процедура торгов будет прослеживаться на каждом этапе от составления заказа и его размещения до конкурсных заявок и заключения контракта с победителем. Доступ к этим сведениям сможет получить любое заинтересованное лицо, просто зайдя на ресурс информационной системы.

Серьезным шагом закона 44 ФЗ стало обязательное планирование заказов товаров и услуг госзаказчиками. Все закупки в контрактной системе должны утверждаться за 3 года до начала торгов и отступать от плана можно только в особых, определенных в положениях ФКС, случаях. Результаты планирования будут публиковаться в единой информационной системе, что позволит потенциальным исполнителям подготовиться к подаче заявки, и обеспечит возможность контроля за госзакупками на ранних стадиях.

Проведение государственных закупок
Согласно 44 ФЗ о контрактной системе удовлетворение нужд госорганов в товарах и услугах будет реализовываться одним из десяти способов. К действующим процедурам добавиться двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием и запрос предложений. Одновременно законодатели решили исключить из системы открытый аукцион и скорректировать условия остальных вариантов торгов, но суть по сравнению с действующим законом осталась неизменной.

Двухэтапный конкурс. Новый вариант открытого конкурса, в котором заказчик выставляет общие характеристики требуемого товара или услуги, а потенциальные исполнители отправляют свои предложения без указания стоимости. После рассмотрения заявок, ответственное за проведение закупки лицо вносит необходимые правки в заказ, или изменяет критерии оценивания. Далее проводится второй этап конкурса, на который подаются скорректированные заявки с ценами.

Такая двухуровневая система, предусмотренная в ФЗ 44, направлена на улучшение контакта между заказчиком и исполнителем, чего сейчас фактически нет. После подачи первоначальных заявок они смогут обсудить конкретные характеристики товара, условия поставки, и внести правки, скорректировав свои запросы и предложения в соответствии с реальными условиями.

Конкурс с ограниченным участием. Допуск к нему потенциальный поставщик получает пройдя квалификационный отбор и предоставив доказательства, что он может выполнить заказ. Такой конкурс проводится для закупок специализированного оборудования, наукоемких изделий и услуг, инновационных разработок. Объясняется необходимость предварительного отбора очень просто: построить здание или поставить мебель в больницу может практически любая компания, а чтобы возвести сложное гидротехническое сооружение или установить медицинское оборудование, необходимо иметь соответствующую специализацию и навыки.

Запрос предложений. Практически аналогичен применяющемуся сейчас запросу котировок, но в нем победитель определяется не только самой низкой ценой, но и общим соответствием предложения требованиям заказа. Закон 44 ФЗ определяет всего две ситуации, когда при государственных закупках проводится запрос предложений:
1. Если ранее уже был проведен аукцион или конкурс на поставку, но по любым причинам его победитель не выполнил условия контракта, а провести торги по полной процедуре не хватает времени.
2. Если возникла срочная необходимость в товаре или услуге, выпавшая на последний квартал текущего года. Обязательным условием является покрытие дефицита бюджета государственного заказчика, возникшего из-за внеплановой закупки, в этот же год.
Заключение контрактов в ФЗ 44
Законопроект 44 ФЗ о контрактной системе предусматривает новые условия заключения контрактов. Изменения затронут все основные этапы проведения торгов и заключения итоговых договоров, в частности: описание закупаемого товара или услуги, обоснование установленной цены, обеспечение заявок, выполнение условий контрактов, оценки заявок ответственным лицом. Все внедряемые нормы соответствуют базовым принципам устройства ФКС и направлены на усовершенствование и открытость системы госзакупок.

Особо стоит отметить, что обеспечение заявок и выполнения контрактов будет реализовыватьсятолько прямым перечислением средств исполнителя на счет заказчика или с использованием безотзывной банковской гарантии. ФЗ 44 в рамках ЕИС предусматривает создание базы данных о банках и кредитных учреждениях, предоставляющих услуги подобного рода.

Эффективность ФКС
Важным положением новой контрактной системы будет являться постоянная и разносторонняя ее оценка со стороны государственных надзорных органов, частных лиц и общественных организаций. В условиях полной открытости данных, размещенных в свободном доступе, оценить эффективность ФКС смогут лица, никак материально не заинтересованные в торгах, что гарантирует объективность замечаний и беспристрастность суждений.

Больше всего полномочий по контролю за государственными закупками согласно закону ФЗ 44 получат общественные организации и объединения юридических лиц. Они смогут проводить полный аудит процедуры торгов и при нарушениях составлять заявления в правоохранительные и судебные органы, а также обращаться в надзорные и контролирующие инстанции. Общественные представители будут иметь право присутствовать при закупках, запрашивать документы и направлять рекомендации и предложения. Такая система существенно усилит прозрачность контрактной системы и активизирует честную конкуренцию на торгах.

Останется в силе и система государственного контроля, которая будет осуществлять непрерывный надзор за всей процедурой торгов и итоговый аудит их результатов, а также следить за качеством выполнения контрактов. Такое положение скрывает в себе высокие коррупционные риски, но у авторов законопроекта еще есть время его доработать. Вызывают положительные эмоции пункты ФЗ 44 о персональной ответственности государственных чиновников. Выражаться она будет и в публичности данных, когда на соответствующем ресурсе ЕИС публикуется имя и фамилия, а также телефон ответственного за закупку лица. Нарушения в сфере целевого расходования средств, определения победителя и других подобных, предусматриваются административные и дисквалификационные наказания.

В законе 44 ФЗ о контрактной системе есть много положительных нововведений, способных изменить к лучшему ситуацию на рынке государственных закупок. Он более четко определяет правила проведения торгов, сопутствующие им условия и действия участников, что в сумме с усилением ответственности должностных лиц за нарушения может быть началом создания эффективной и открытой системы госзакупок, учитывающей в первую очередь интересы налогоплательщиков.

Узнайте больше!
Оставьте заявку
Заявка
 
Отправить