8 (499) 112 46 95
8 (812) 409 37 14


Виды закупочных процедур

Закон о контрактной системе. Виды процедур
В Законе №44-Ф3 вводится новый термин -"определение поставщика (подрядчика, исполнителя)". Он заменил старый, используемый в Законе №94-Ф3 и звучащий как "размещение государственного (муниципального) заказа". Новое определение по содержанию идентично тому, которое применялось раньше. В №44-Ф3 указываются перечисленные ниже способы размещения заказа:
1. Запрос котировок. При помощи этого вида процедур возможно делать закупки тогда, когда максимальная их стоимость не превышает полмиллиона рублей. Важно учесть то, что совокупный объем закупок, производимых таким способом, не может быть более 10% объема всех средств, предназначенных для закупок заказчиком и отраженных в его плане-графике, и должен находиться в пределах суммы, обозначенной Законом как 100 млн. руб. за год (Закон о контрактной системе №44-ф3, ч.1, ст.72). Заказ следует опубликовать в срок не позже семи дней до окончательной даты подачи заявок (Закон №44-ф3, часть 1, статья 74).
2. Открытый аукцион. Эта процедура осуществляется в электронной форме с использованием перечня видов работ, товаров, услуг, заранее закупленных аукционом в электронном виде. Такой перечень еще не утвердило Правительство РФ. Поставщик определяется по критерию лучшей стоимости контракта.
Если максимальная начальная цена превышает значение 3 миллиона рублей, утвержденное Законом, то публикация аукциона в единой системе информации должна произойти не позже 15 дней, оставшихся до окончательной даты подачи заявок. Если сумма, прописанная в договоре, не больше, чем 3 млн. руб., - за 7 дней до окончательной даты подачи заявок (Закон о контрактной системе, ч.3, статья 63).
В Законе №44-Ф3 предусматриваются некоторые ситуации, при которых электронный аукцион считается несостоявшимся:
- Комиссией аукциона признается участником только один из всех, подавших заявки (Закон №44-Ф3, часть 8, статья 67). С ним заключается договор, но лишь в том случае, если его кандидатура и поданная заявка отвечают требованиям, предъявленным в Законе и документах об аукционе.
- В ситуации подачи одной заявки с целью принять в аукционе участие (Закон о контрактной системе, ч.16, ст. 66). Если такая заявка полностью соответствует установленным Законом №44-Ф3 и документацией о правилах аукциона требованиям, то с участником, подавшим ее, заключается контракт.
- Если на протяжение 10 минут, прошедших с того момента, как начался аукцион, ни один его участник не сделал предложение стоимости контракта (Закон №44-Ф3, часть 20, статья 68). В такой ситуации договор заключается с участником торгов, подавшего свою заявку раньше остальных, кандидатуры и заявки которых полностью отвечают установленным документацией о порядке проведения аукциона и Законом №44-Ф3 требованиям. Если же им соответствует единственный участник, то контракт подписывается с этим кандидатом.
- Если комиссия аукциона не может допустить к торгам ни одного подавшего заявку участника или в случае полного отсутствия заявок (Закон №44-Ф3, ч.16, ст.66 и ч.8, ст.67). Заказчику необходимо в этом случае изменять свой план-график и, вероятно, план закупок. При этом надо осуществить запрос предложений по 44 ФЗ либо выбрать для выполнения закупки другой способ.
- Участник, который признан выигравшим аукцион по причине того, что первый победитель аукциона решил уклоняться от подписания контракта, также отказывается заключать договор (Закон №44-ф3, часть 15, статья 70).
- Комиссия аукциона признала вторые части заявок об участии в торгах несоответствующими требованиям, предъявленным в документации о правилах аукциона. Процедура не состоялась и в случае, если лишь одна вторая часть поданной заявки способна отвечать выше названным требованиям.

3. Конкурсы: открытый, с ограниченным участием и двухэтапный конкурс.
- Открытый проводится в случаях, когда невозможно применять другие способы закупки. Заказ следует опубликовать в единой системе информации не позже 20 дней до окончания срока подачи заявок. Поставщик оценивается по определенным критериям:
- затраты на ремонт товара и его использование,
- стоимость контракта, 
- характеристики закупаемого объекта: функциональные, экологические, качественные,
- уровень квалификации участников закупки,
- применение результатов работ и другое. 

- Двухэтапный конкурс. Опубликовать заказ в единой системе информации необходимо за 20 дней до даты, в которую истекает срок подачи заявок. К участникам предъявляются одинаковые требования. Часто к основным добавляются дополнительные (Закон №44-Ф3, ч.3, ст.57).
Данный способ отличается от других возможностью прояснения условий закупки и обязанностью конкурсантов подавать на первом этапе процедуры такие заявки, в которых содержится предложение предмета закупки без озвучивания цены контракта. Другие виды закупок таких особенностей не имеют.
Этот вид конкурса применяется при необходимости проведения проектировочных работ (в т.ч. в сфере строительства и архитектуры), научных исследований, изысканий и экспериментов, создания произведений литературы и различных видов искусств, исполнения (результата интеллектуальной работы). Также этот вид процедуры следует использовать для заключения энергосервисногоконтракта, договора на поставку инновационной или высокотехнологичной продукции. Для того, чтобы выяснить характеристики закупаемого объекта, заказчик имеет право обсуждать его с участниками конкурса (Закон №44-Ф3, часть 2, статья 57)

- Конкурсы с ограниченным участием. Такие способы размещения заказа могут использоваться при выполнении работ, связанных с сохранением объектов наследия культуры, а также при технологической и (или) технической сложности закупки, ее специализированном, высокотехнологичном или инновационном характере и др. Перечень определенных работ, услуг, товаров утверждается Правительством РФ.
Поданные заявки подвергаются оценке по определенным критериям:
- использование результата работ, 
- стоимость контракта, 
- уровень квалификации участников, 
- затраты на эксплуатацию товара и его ремонт,
- характеристики закупаемого объекта: функциональность, качество, экологичность.
Этот способ определения поставщиков отличается от остальных присутствием различных дополнительных требований, предъявляемых к конкурсантам. Впрочем, они не являются значимым критерием оценки предложения, изложенного в заявке. Согласно данным требованиям у предполагаемого поставщика должно быть в наличии необходимое оборудование, финансовые средства и работающие квалифицированные специалисты. Всю эту информацию участникам следует излагать в подаваемой заявке.
На протяжение 10 рабочих дней, начиная с даты вскрытия конвертов с заявками, заказчиком производится предквалификационный отбор (Закон №44-Ф3, часть 7, статья 56), в котором проясняются соответствия конкурсантов дополнительным требованиям. Только после предварительного отбора начинают оцениваться заявки.

4. Запрос предложений по 44 ФЗ проводится в следующих обозначенных Законом случаях:
- при необходимости заключить договор на оказываемые услуги с гидом, преподавателем и другими специалистами, которые являются физическими лицами, 
- в ситуации, при которой требуется заключить договор купли-продажи с поставщиком, гарантирующим подачу электроэнергии, а также договор энергосбережения.
Заказчик имеет право установить собственные критерии оценки заявок или применять такие же, какие используются в открытом конкурсе (Закон №44-Ф3, статья 32), но не может изменять запрос предложений по 44 ФЗ или отменять его (Закон №44-Ф3, часть 5, статья 83). 
Заказ на закупку следует опубликовать на сайте zakupki.gv.ru за 5 дней до времени истечения срока подачи заявок. (Закон №44-Ф3, ч.3, ст.83)

5. Закрытые способы определения поставщиков: конкурсы - обычный, двухэтапный и с ограниченным участием, аукцион закрытого типа.
Все эти виды закупок отличает от остальных то, что документация тендера и информация о нем отправляются заказчиком только тем поставщикам, которые подходят под требования Закона №44-Ф3 и имеют возможность предоставления предмета закупки.

6. Осуществление закупок у единственного поставщика.
Эта процедура изложена в ст. 93 Закона №44-Ф3 и повторяет ст. 55 Закона №94-Ф3. 
В Законе предусмотрены случаи, в которых у заказчика есть право не использовать другие виды закупок и приобретать товар у одного постоянного поставщика:
- если оказать услугу или выполнить работу может только единственное унитарное предприятие или орган исполнительной власти, либо государственная организация, находящаяся под его ведомством;
- для некоторых организаций в сфере культуры и образования есть возможность делать закупки у единственного поставщика на сумму не больше значения 400 тысяч рублей, установленного Законом. Общий объем таких закупок в год не должен быть более половины от всей суммы средств, обозначенной в плане-графике заказчика и находится в пределах суммы 20 млн. руб. за весь год (Закон о контрактной системе, п. 5, ч.1, ст.93);
- если стоимость контракта до ста тысяч рублей, а весь объем подобных сделок не более 5% от средств, выделенных для целей закупки товара заказчиком и обозначенных в его плане-графике, но не больше чем 50 миллионов за год;
- заключение договора на оказание адвокатских услуг, если специалист назначен органом дознания, судом, органом предварительного следствия для защиты в уголовном судебном производстве согласно УПК РФ или судом для представления интересов заказчика в гражданском судопроизводстве согласно ГПК РФ (Закон №44-Ф3, п.27 ч.1, ст.93).
Осуществляя закупку у одного постоянного поставщика, заказчику необходимо предоставить документальный отчет с обоснованием причин, по которым невозможно или нецелесообразно использовать другие виды закупок. В нем должны указываться условия контракта и его стоимость, а также объяснение цены и ее расчет (Закон №44-Ф3, ч.3 и 4, ст.93).
Подытоживая все вышесказанное, надо отметить, что многие способы определения поставщиков, описанные в Законе №44-Ф3 повторяют те, которые были установлены Законом №94-ф3, но их содержание подверглось некоторым изменениям, уточнены основания их применения при осуществлении закупок. Новые способы размещения заказа, появившиеся в Законе №44-ФЗ - это конкурсы с ограниченным участием и двухэтапный конкурс - обычные и закрытые, запрос предложений. Обозначено обязательное условие для проведения процедуры аукциона открытого типа - только в электронной форме.

Узнайте больше!
Оставьте заявку
Заявка
 
Отправить