8 (499) 112 46 95
8 (812) 409 37 14


Преимущества и недостатки КЖЦ – чего больше?

07.03.2014

КЖС – контракт жизненного цикла – схема государственно-частного партнерства, новая для России, в связи с принятием закона о контрактной системе (44-ФЗ), но давно использующаяся в зарубежной практике. КЖЦ позволяет привлекать частные инвестиции для строительства различных инфраструктурных объектов. Такой подход используется при недостатке государственных средств для реализации долгосрочных проектов. Применяя модель КЖЦ, госзаказчик получает возможность переложить на частного инвестора риски, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, и сосредоточить внимание на главном – контроле достижения заранее заданных параметров. Таким образом, после того, как объект введен в эксплуатацию, расходы на его содержание ложатся на исполнителя, что заставляет частную сторону выполнять проектные и строительные работы максимально качественно. Однако это не единственные преимущества КЖЦ для государства. Поскольку оплата происходит поэтапно, контракт жизненного цикла позволяет обойтись без первоначального резервирования большого количества бюджетных средств. Социально значимые инфраструктурные объекты могут быть спроектированы, построены и введены в эксплуатацию при ограниченном финансировании. С другой стороны, используя КЖЦ можно распланировать расходы, благодаря фиксированному размеру платежей. Контракт жизненного цикла выгоден и исполнителям, так как при реализации проекта частная компания имеет свободу выбора средств, к тому же такая модель взаимодействия с госзаказчиком дает возможность увеличить доходность и снизить издержки. В то же время с бизнеса снимается ответственность в случае отсутствия спроса на объекты. Кроме того, постановлением Правительства №1087 определены объекты, в отношении которых можно заключать контракт жизненного цикла. К сожалению, их перечень довольно скуден (выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог , инфраструктуры морских и речных портов , аэродромов, объектов системы коммунальной инфраструктуры, объектов инфраструктуры метрополитена и др.) и не включает, например, спортивные и военные объекты, объекты здравоохранения и образования. Кроме того, правительственное постановление не определяет механизм бюджетного обеспечения подобных контрактов. Несмотря на потенциал КЖЦ, при существующей сегодня нормативной базе маловероятно, что данная модель вызовет большой интерес у потенциальных инвесторов, да и для заказчиков она вряд ли будет привлекательна. Сейчас даже сам термин «контракт жизненного цикла» не имеет нормативного определения. Так что пока законодательные недоработки делают модель КЖЦ не совсем жизнеспособной.